Sunday, February 21, 2010

ЖИЛЬБЕР АЛЬБЕР: "ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ"




ворчество этого мастера полно неожиданных импровизаций и невероятной фантазии. Он обладатель 10 премий самого престижного Международного алмазного конкурса Де Бирс – своеобразного ювелирного «Оскара». Это единственный из живущих ныне швейцарских ювелиров, который удостоился статей в наи-более авторитетных словарях ювелирного искусства, опубликованных в конце ХХ века в Париже и Лондоне. В своих произведениях наряду с золотом и драгоценными камнями он смело использует перья павлина, южноафриканские полосатые раковины, надкрылья жуков-скарабеев и кости динозавров. Эти изделия - не просто украшения, а предметы, в которых живет душа, и поэтому их хочется носить. Они похожи на древние амулеты, которые оберегают и таят в себе огромные силы. Жильбер Альбер - швейцарский ювелир, чье имя по праву вошло в историю мирового искусства. Красота его произведений таинственна и неразгаданна. Возможно, она заключена не в блеске бриллиантов, не в перламутре жемчужин и даже не в оригинальном сочетании материалов. Этой тайной пронизано все творчество художника-ювелира, и именно она делает его произведения особенными и уникальными.



- Жильбер, расскажите немного о себе. Где вы родились, кто были ваши родители?
- Я родился в Женеве в 1930 году. Отец - француз, мать - итальянка. Моя семья была небогата, и мать дорогих украшений себе не позволяла. С детства я любил природу, и поэтому рано начал мастерить. Я приносил домой растения, насекомых, камешки. Родители хотели, чтобы я стал врачом или адвокатом, но я любил рисовать и что-то делать своими руками, так случилось, что я поступил в академию и занялся ювелирным мастерством. Видимо, это моя судьба. Однажды учитель как-то мне сказал, что я смогу многого достичь, если буду делать то, чего не делает никто другой. Это мне запомнилось, и я начал думать, как это воплотить в жизнь. Действительно, надо было создать что-то свое, неповторимое. Тогда я стал использовать в своих работах необычные материалы, которые находил сам, или которые иногда привозили из путешествий мои знакомые.
- Расскажите о начальном этапе вашего творчества. С чего все началось?
- Свое первое ювелирное изделие я создал в 15 лет, а в 25 лет я стал работать в качестве ведущего дизайнера мастерской Pateck Philippe, где создавал эскизы корпусов для наручных часов. Некоторые модели были запущены в производство. Так, например, произошло с необычными ассиметричными часами, вошедшими в каталог "60 часовых шедевров ХХ века". А в 32 года у меня уже была своя мастерская.
- Что вы цените больше всего как ювелир: необычные идеи, тонкость работы или сам материал, из которого выполнено произведение?
- Главное, на мой взгляд, в ювелирном изделии - оригинальность дизайна и изящность сочетания используемых материалов. Ценность ювелирного изделия заключается не в количестве каратов камней, а в его неповторимости. Я использую в изделиях сокровища живой природы: осколки метеорита, панцири жуков-скарабеев, морские раковины, окаменелое дерево. Шероховатые поверхности природных материалов подчеркивают отточенные грани драгоценных камней и блеск драгоценных металлов. Я глубоко убежден, что самые гениальные идеи человек черпает из мира живой природы. Созерцая, художник вдохновляется совершенством форм и цветов.
- Какие, на ваш взгляд, мастера ювелирного дела заслуживают внимания?
- Мне нравится творчество Рене Лалика. Как дань великому мастеру я даже создал коллекцию украшений из витражной эмали, очень насыщенной по цвету и одновременно полупрозрачной. В некотором смысле я приверженец стиля Ар Деко, поскольку это особый период, в котором неповторимо соединились гениальность мастеров и достижения в технике. Все это воплотилось в ярчайших шедеврах, которые оставили неизгладимый и яркий след в искусстве. Предметы стиля Ар Деко, на мой взгляд, изящны, красивы и очень декоративны. А что касается современных мастеров, то с коллегами у меня отношения не слишком складываются, может, потому, что многие не понимают мой необычный подход к творчеству и мою бескомпромиссность в некоторых взглядах на ювелирное искусство.
- Что вас вдохновляет на создание работ?
- Природа, ее формы, цвета, фактуры… В ней настолько все гармонично и совершенно, что она является поистине неисчерпаемым источником вдохновения. Я много путешествую и наблюдаю, много работаю, хотя даже не называю то, что я делаю, работой. Ювелирное искусство - это моя жизнь, я этим живу. Творчество для меня - самое главное. Из драгоценных металлов я больше всего люблю работать с золотом. Есть украшения, целиком сделанные только из него, но за счет разной обработки поверхности и разных технологий изделие получается сложным, необычным и очень интересным.
- Ваши украшения уникальны - в композиции включены необычные элементы: кусочки метеорита, перья павлина, ракушки… Как вы решились сочетать их с драгоценными камнями?
- Элементы живой природы иногда бывают красивее и совершеннее искусственно созданных предметов. Драгоценные камни и золото сильно подчеркивают красоту природных материалов. Они позволяют увидеть совершенство в самом малом и иногда в обыденном. Это целая философия, ведь в природе красиво все, только надо уметь это разглядеть, подчеркнуть и усилить эту красоту.
- В вашей коллекции все предметы уникальны. Они созданы в единичном экземпляре или вы можете что-то повторить?
- Повторить можно, но это не есть цель. Как в природе не существует двух одинаковых камней или двух одинаковых раковин, так и украшения не будут полностью одинаковы. Когда кто-то просит повторить то или иное украшение, я всегда стараюсь сделать его немного другим, отличным, похожим, но не копией.
- Как долго вы создаете то или иное украшение?
- Иногда идеи приходят сразу, иногда на это уходят месяцы. Начинается все с эскиза в цвете. Потом подбираются камни и раскладываются на эскизе. После этого камни прикрепляются к объемной форме, закрепляются специальными смесями, снимаются, и начинается процесс создания золотой основы. С этого момента к работе присоединяются ученики и помощники. Над изделием работают 5-7 человек. У меня на столе всегда лежит целая пачка эскизов в ожидании воплощения в металле и камнях, поэтому мне не знакомо понятие творческого кризиса.
- Чем, на ваш взгляд, дорогое украшение отличается от уникального?
- Уникальное украшение выполняется в единственном экземпляре, оно есть только у одного человека в мире. В нем могут использоваться уникальные камни - по форме, цвету, размеру, способу обработки. А дорогие украшения могут повторяться.
Мое творчество - часть современного искусства. Мне интересны все процессы, которые происходят в искусстве, и я слежу за тем, как оно развивается и живет.
Творения прошлых лет и эпох часто бывают тоже источником вдохновения и мудрости. Они потрясающие. И главное - они индивидуальны, у каждого из предметов есть душа, они не безлики.
- Каких ювелирных мастеров современности вы считаете достойными конкурировать с вами?
- К сожалению, в современном мире все реже удается узнать имя мастера, который создал эскиз того или иного изделия. Чаще всего известно имя компании, на которую работает ювелир.
- Сложно ли поддерживать статус ювелира с мировым именем?
- Главное, не думать об этом слишком много. Очередное звание или награда отмечают уже пройденный этап в творчестве. (мастер является обладателем десяти ювелирных "Оскаров" от компании Де Бирс). Хотя, безусловно, очень приятно осознавать, что коллеги высоко ценят результат твоего творчества. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, в творчестве всегда надо идти дальше, искать, экспериментировать.
Важно никогда не изменять себе, верить в свои идеалы, не реагировать на упреки и обвинения коллег, быть честным и последовательным. Время рассудит кто прав, а кто ошибался. Я считаю, что художник свободен в своем выборе. Он может быть сам себе хозяин во всем, что он делает. Иногда приходится работать до изнеможения, как когда-то работали многие прославленные художники. Хочу заметить, что "свободен в своем выборе" - это значит не быть слугой кого бы то ни было, за исключением Того, Кто меня наделил талантом и счастьем, которыми я делюсь с окружающими.



http://www.gilbertalbert.com/collection.php?lang=en